Рынок как основа для оценки компетенций
Компетенции - это вся совокупность умений и знаний, которые используются человеком в процессе его деятельности по достижению целей индивидуального или коллективного характера. Компетенции имеют динамические свойства, позволяющие им изменяться в зависимости от текущих условий на рынке труда.
Анализ современного рынка показывает, что способность быстро меняться, учитывая тенденции и тренды, является для многих компаний жизненно необходимой. Рынок не стоит на месте, а непрерывно развивается, что обуславливает повышение требований к компетенциям трудоспособного человека, занятого в различных сферах экономики.
Рыночная сфера побуждает сферу образования и профессионального обучения следовать этим тенденциям, т.к. она является фундаментом для формирования компетенций. Современные реалии развития рынка требуют от системы образования изменений в организации учебного процесса, которые бы соответствовали требованиям работодателей. Таким образом, рынок является регулирующей структурой, которая предопределяет характер формирований системы компетенций человека.
Оценка компетенций международными институциями
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала программу оценки компетентности личности в возрасте от 16 до 65 лет. Программа содержит инструментарий исследования по трем областям:
- усвоение прочитанной информации;
- грамотное обращение с числовыми характеристиками;
- решение задач технологического характера.
Эта методика направлена на выявление связей между основными компетенциями современного общества и системой показателей, являющейся базой анализа системы образования. Другими словами, программа исследования направлена на понимание следующих тенденций:
- характер воздействия компетенций на достижения в экономике и в социальной сфере;
- вариативность стран по уровню развития ключевых компетенций;
- степень развитости ключевых компетенций в различных возрастных группах населения;
- характер работы системы образования с точки зрения удовлетворенности ею трудоспособным населением;
- степень несоответствия рынка труда и системы образования;
- взаимосвязь когнитивных и некогнитивных навыков;
- уровень грамотности взрослого населения;
- доступ к системе образования различных социальных групп;
- характер перехода от процесса образования к трудовой жизни молодых граждан.
Элементы исследования системы оценки компетенций
Инструментарий оценочной программы компетенций включает 3 блока тестов:
- прямая оценка;
- исходный вопросник;
- использование навыков.
Прямая оценка содержит задания, которые формируют картину способностей в области грамотности, в умении развязывать высокотехнологические задания. Принято считать, что эти задания определяют ключевые компетенции, необходимые для понимания определенных сфер знаний. Такие навыки необходимы как в трудовой деятельности, так и в обыденной жизни.
Исходный вопросник содержит информацию относительно факторов, влияющих на развитие и поддержание навыков в сфере образования, социального происхождения, умения читать и считать, изучать языки.
Использование навыков содержит блок вопросов, определяющих интенсивность применения навыков на рабочем месте. Навыки группируются по видам: когнитивные, социальные, физические и навыки обучения. В последнее время, самыми востребованными способностями все чаще называют коммуникабельность и обучаемость сотрудника. Причиной тому стали компании, уделяющие особое внимание основам деловых коммуникаций, и постоянно меняющаяся реальность, требующая быстрого освоения новых технологий и инструментов. Многие компании открыто заявляют, что скорее возьмут молодого, неопытного студента, чем закостенелого, опытного «зубра», которого придется переучивать. Конечно, многие компании постоянно ищут талантливых, профессиональных специалистов с опытом работы и высоким уровнем результативности. Но все чаще слышен вопрос на стадии принятия решения «А он этих денег стоит? Может, возьмем лучше двух молодых и голодных?».
Какое решение Вы бы не приняли, Вам придется или эффективно управлять талантливым и требовательным профессионалом, или заняться эффективным обучением молодежи. И, конечно, мы готовы обеспечить Вас инструментами для любого варианта.